Про навоз.
Тамара Ивановна на своем первом в жизни уроке в роли учителя русского языка в деревенской школе задала на дом пятиклассникам стандартное “Как я провел лето”.
Всю жизнь прожив в городе, Тамара Ивановна после окончания пединститута решила начать трудовую деятельность именно в деревне, так как по разговорам ее знакомых в деревне работать проще.
Сочинение Усольцева Васи вызвало у ней некоторое недоумение. Она еще раз прочитала его, но текст не изменился. Слово “навоз” в тексте было употреблено 12 раз.
Тамара Ивановна хоть и была городской жительницей, но прекрасно представляла себе, что такое навоз. Конечно, она не ожидала увидеть в сочинениях фразы, типа, “я все лето провел на Черном море” или “я гостил у бабушки в Прибалтике”, но чтобы ребенок написал такое.
На следующий день на уроке русского языка она решила немного уточнить у Васи.
– Вася, вот ты пишешь в сочинении, что утром, когда вставал, ты шел в конюшню и убирал навоз. Ты так родителям летом помогал?
– Не, не помогал, – поправил ее Вася, – это моя обязанность. Мамка в 5 утра уходит на ферму, а батя в полседьмого уезжает на бригаду. Вот и положено мне навоз за коровами убрать. Им то ведь некогда.
– Хорошо, – согласилась учительница, – у тебя написано, что каждое утро ты варил кашу. Вы одной кашей питаетесь?
Вася засмеялся.
– А вы тут неправильно поняли. Я имел ввиду кашу свиньям. Там же написано дальше, что у нас пять свиней.
– Поняла. А вечером был тоже навоз?
– Конечно, – удивился Вася. – Батя уставший приезжает, а мамке некогда – ей надо нам сварить. Вот я за телятами навоз и убираю.
– А потом у тебя написано, что ты его куда-то везешь?
– Ну, да. Корыто же нужно вывезти, оно же полное. Да и за свиньями приходится постоянно убирать. А еще у нас кролики есть, клетки у них раз в неделю чистил. Тот же навоз, только маленький.
Вася хихикнул над своей шуткой.
– А ты что-то еще летом делал? – поинтересовалась учительница.
– Конечно, мы еще с батей сено косили.
– Так, – взбодрилась учительница, поняв, что можно вывести ученика на дорожку без навоза, – а ведь ты мог написать, как весело было на покосе?
– Весело? Да я как только представлю, как я это сено в виде навоза должен буду вывезти, так мне дурно делается!
– Ну, а ягоды ты собирал? – пошла другим путем учительница, вспоминая, чем еще можно заниматься в деревне летом.
– Да я чего, баушка старая что ли на корячках то за этими ягодами ползать?
– А грибы?
– А грибы, да. Пару раз, когда мы с покоса ехали, останавливались с батей, чтобы грибов собрать. Представляете, мы две худых бадьи синявок и обабков набрали. Мамка нам потом их нажарила. Нормально тогда поели.
– Да уж, – вздохнула учительница. – Твои одноклассники разнообразнее написали. Вон Петя пишет, что летом купался …
– Кто пишет? Петька? – закричал от негодования Вася. – Да нынче лето холодное было, я сам видел, как он на бродке по колено зашел и сразу вышел. Купался называется.
– Надя в Свердловске отдохнула, – привела другой пример Тамара Ивановна.
Вася засмеялся:
– Ну если поездку на совхозном скотовозе с батей за новыми сапогами вы считаете отдыхом. Так то и я мог написать. Ко мне вообще бабушка из Курбышева приезжала.
– Может быть из Куйбышева?
– Во-во, оттуда. Но я ведь этим не хвастаюсь.
Учительница решила закончить разбор сочинений. Пристыженные Петя и Надя сидели с красными лицами, а Вася уже начал зевать, поглядывая под парту и сравнивая цвет надетых носков.
Все основано на реальных событиях, но в моем вольном пересказе. Это был примерно 1987 год.
А Вася вырос и стал машинистом поезда.
©Дневник начинающего учителя.