«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Изысканные натюрморты и дивные растения на полотнах живописцев — цветы могут не только украсить вид, но и открыть тайный смысл, передать послание внимательному исследователю. Листаем пленительный гербарий, изучая таинственный сад цветочных символов.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Гимн красоте божественного творения

Силу воздействия живописных образов на религиозные чувства верующих прекрасно понимали отцы церкви. И, несмотря на аскетизм ранних сюжетов, роза и лилия одними из первых стали пользоваться особым вниманием. 

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Алтарь Барди

Сандро Боттичелли

1485, 185×180 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Лилия — любимица древних властителей и императоров. С расцветом христианства ее белоснежным лепесткам было доверено символизировать непорочность Девы Марии. Цветок стал практически неизменной деталью сцен Благовещенья в европейском изобразительном искусстве.

Роза — покорительница сердец, — никогда не была лишена внимания. Ее насыщенный красный цвет и шипы красноречиво повествовали о страданиях Христа. Сплетённые же вместе белые (символ чистоты Марии) и алые розы знаменовали собой объединение в вере всех христиан (Альбрехт Дюрер «Праздник венков из роз» или «Праздник чёток»).

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Праздник четок (Праздник розовых венков)

Альбрехт Дюрер

1506, 162×194.5 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ирис — белый символизирует чистоту,синий — материнскую скорбь.

Изображение цветов в религиозных сюжетах позволяло навеки запечатлеть красоту мудрости и щедрости самого Творца, напоминая и о бренности земной жизни. Эта христианская идея отражена в картине Яна Давидса де Хема (1606−1683) «Натюрморт с распятием и черепом» (Мюнхен, Старая Пинакотека). О скоротечности жизни в цветочном memento mori, как правило, напоминает изображение часов или черепа. В натюрморте же с другим набором предметов в этой роли выступает сам цветок.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Цветы в стеклянной вазе, распятие и череп

Ян Давидс де Хем

Включенный в букет хлебный колос символизирует не только хлеб Причастия,но и Воскресение, поскольку человек, подобно зерну, возрождается к новой жизни после погребения в землю. В композиции другой картины Яна Давидса де Хема -«Букет цветов в стеклянной вазе», — очевидно доминирование алого мака и белой гвоздики. Внимательному зрителю мак напоминал о скоротечности живой красоты,а скрытые в нем семена — о смерти и забвении. Белая гвоздика символизировала чистую и ясную христианскую жизнь.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

На протяжении XVI столетия светская символика в искусстве постепенно отвоевывала все больше прав. Так, красная гвоздика — в христианском искусстве символ любви и страдания, ассоциирующийся с кровью, пролитой Христом, уже все чаще в портрете XV—XVI вв., особенно в парном, сопровождает влюбленных и служит указанием на обручение. Цветок стал общепринятым, и по сей день сохранившим свое значение атрибутом доблести и отваги, революции, причем,не только Октябрьской, но, прежде всего, Французской.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Отто Дикс

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Портрет купца Георга Гиссе

Ганс Гольбейн Младший

1532, 97.5×86.2 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Мужской портрет

Ян ван Эйк

1435, 41×31 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Мадонна с гвоздикой

Леонардо да Винчи

1478, 67×42 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Мужчина с розовой гвоздикой

Андреа Соларио

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Портрет Помпеюса Окко

Дирк Якобс

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Отто Дикс

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Портрет купца Георга Гиссе

Ганс Гольбейн Младший

1532, 97.5×86.2 см

Интересно, что в случае многозначности символа принимается во внимание то из его значений, которое соответствует общему духу картины. Например,чертополох в Германии указывал на помолвку — этот намек и усматривали раньше исследователи известного автопортрета Альбрехта Дюрера с чертополохом. Однако надпись в верхней части картины — «мои дела определяются сверху» (стар. нем.), — указывает на еще одну символику растения — Страсти Христовы. Так художник выразил преданность Богу, подчеркнув свою мысль чертополохом в руке.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом)

Альбрехт Дюрер

1493, 56×44 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

В миниатюрах календарей франко-фламандских часовников XV в., цветы — признанные атрибуты апреля и весны вообще в позднейших циклах картин на тему «Месяцы» или«Времена года». Один из самых изысканных образов возрождающейся природы запечатлен в миниатюре«Апрель» («Роскошный часослов герцога Беррийского») братьев Лимбургов: дамы в изящных придворных платьях собирают цветы на яркой зелени луга.

Но что нам «скромные цветы»? Довольно неожиданно выглядит «Автопортретс подсолнухом» Антониса ван Дейка! Дело в том, что подсолнух был только-только завезен испанцами в Европу из Перу (произошло это в 1569 г.), и еще столетие его выращивали в садах как диковинку. Заметив, что подсолнух поворачивается вслед за небесным светилом, его стали считать символом солнца (Творца, монарха) и судьбы, а также верности. Видимо, изображение растения на автопортрете придворного живописца — свидетельство непоколебимой преданности мастера своему покровителю, английскому королю Карлу I.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Автопортрет с подсолнухом

Антонис ван Дейк

1632, 73×60 см

«Я вышла в сад …» Белла Ахмадулина

Вообще, появление и распространение «несерьезной» цветочной живописи в Европе было результатом интенсивного развития садоводства — как научного, так и любительского. Растительный мир, окружавший художников, с середины XVI века начал изменяться. Путешественники и торговля сделали свое дело! Одними из первых преобразили сады восточные луковичные растения, а затем к ним стали постепенно прибавляться диковинки из Нового Света.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ботаника обрела самостоятельность,отделившись от медицины, составной частью которой была до этого. Вот и художники обратили особое внимание на цветочную живопись,к тому же ученые, большинство из которых работали в Голландии,заказывали рисунки растений для исследовательских целей.

«Чудесный гость далекого Ирана»

«Портреты» цветов заказывались и владельцами садов, чтобы увековечить диковинные и экзотические и просто прекрасные цветы, собранные или выведенные хозяином. Садоводы, занимавшиеся разведением и выведением редких видов, заказывали рисованные каталоги для презентации покупателям посадочного материала. Особую актуальность такие каталоги приобрели в период пресловутой тюльпаномании. Спекуляция луковицами тюльпанов в Голландии во второй половине 30-х годов XVII в. достигла поистине степени безумства, когда за луковицу тюльпана редкой новой окраски закладывали дом. Неудивительно, что тюльпаны можно увидеть практически в каждом букете, написанном в первые сорок лет XVII столетия, и больше всего сохранилось альбомов именно с этими цветами. Одна из таких книг — «Тюльпановая книга» Якоба Маррела (1642) — содержит лист с ценами на тюльпаны в 1635—1637 гг., в самый разгар тюльпаномании.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

«Колесница Флоры». Аллегорическая картина Гендрика Пота (1580−1657) — популярный лубочный сюжет, высмеивающий простаков-спекулянтов. Повозка с богиней цветов (только тюльпаны) и её праздными спутниками катится под уклон в пучины моря. За ней бредут ремесленники, забросившие орудия своего труда в погоне за лёгкими деньгами

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ваза с цветами

Ян Давидс де Хем

1660, 69.6×56.5 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ян Давидс де Хем

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Цветочная композиция

Ян Давидс де Хем

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ян Давидс де Хем

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Цветы в вазе

Ян Давидс де Хем

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Ваза с цветами

Ян Давидс де Хем

1660, 69.6×56.5 см

Первые станковые натюрморты появились в 1600-е гг. в творчестве Якоба де Гейна,Руланта Саверея, Яна Брейгеля, Амброзиуса Босхарта и представляли собой искусные композиции из разнообразных цветов в изысканной вазе. Такие букеты кажутся написанными с натуры, однако присмотритесь: они составлены из растений, цветущих в разные сезоны. Живописцы выполняли тщательные рисунки акварелью и гуашью, рисуя цветы с натуры, и затем использовали эти наброски в различных работах.

Ян Брейгель Младший

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Флора в цветах

Ян Брейгель Младший

1640-е , 44×64 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

  • Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Слух

  • Ян Брейгель Младший. Пять чувств: Зрение

И, конечно, рассматривая изысканные букеты, знатоки с любопытством читали цветочные «письма». Уж они-то знали, что орхидеи затаили ревность,подозрительность, и обман. Ирис уже перестал напоминать о скорби Божьей матери и начал воспевать Весну и возрождение. 
Лаванда символизирует деревенскую жизнь, крестьянство, и, в то же время,желание, порок, разврат, потерю невинности. А вот тюльпаны, памятую о своем бурном коммерческом прошлом, преобразились в символ богатства, процветания,торговли, и это объяснимо самой историей бытования цветка.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Одуванчик, из символа младенца Христа (на тондо Рафаэля изображен слева у края плаща Иосифа) трансформировался в трогательное напоминание о детстве, тоске по прошлому.

Символика активно использовалась в искусстве до второй половины XIX века. «Говорящий гербарий» можно увидеть на полотнах Ореста Кипренского. «Бедная Лиза» нежными пальчиками держит хрупкий красный цветок — это ее любовь и судьба.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Бедная Лиза

Орест Адамович Кипренский

1827, 45×39 см

Балерина Екатерина Телешова в образе Зелии — героини балета «Приключение на охоте», — демонстрирует идеализированный букетик полевых цветов, намек на простодушие театрального образа. Цыганка прижимает ветку мирта — атрибут Афродиты. Однако у мирта есть еще одно значение — символ язычника обращенного в христианство. И, пожалуй, это наиболее вероятное объяснение присутствия детали на портрете цыганки (как известно, ромы принимают религию страны, где они проживают).

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

  • Орест Адамович Кипренский Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной 1823

  • Орест Адамович Кипренский Цыганка с веткой мирта

А на портрете Е. Авдулиной отчетливо видна одиноко стоящая в стакане с водой веточка гиацинта. Его белый цвет — символ нравственной чистоты, но, в то же время и смерти: осыпающиеся лепестки — уже ставший хрестоматийным намек на быстротечность молодости и красоты. Художник грустил: ему довелось покинуть солнечную Италию и вернуться в Петербург.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Портрет танцовщицы Е.А. Телешевой

Орест Адамович Кипренский

1828, 64.2×55.5 см

«Где весело, туда лети, из лучших роз богине Флоре венок сплети…» Рубен Дарио

Цветы, учитывая, заложенную в них природой идею роста и плодородия, издревле связывали с женской сексуальностью.

1931, 92×60 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Портрет Иры П.

Тамара Лемпицка

1930, 99×65 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Тамара Лемпицка

1930, 41×33 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Натюрморт с портретом Арлетт

Тамара Лемпицка

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Тамара Лемпицка

1931, 92×60 см

Тамара де Лемпицка считала каллы самыми женственными и эротичными цветами и постоянно включала их в свои натюрморты. В картинах Джорджии О’Киф критики практически единодушно усмотрели эротические намёки. А известный фотограф Альфред Стиглиц считал работы О’Киф манифестацией «вечной женственности».

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

  •  

Красная канна

Джорджия О'Киф

1919, 32.5×24.1 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Розовый душистый горошек II

Джорджия О'Киф

1940-е , 101.6×76.3 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Канна красная с оранжевым

Джорджия О'Киф

1922, 50.8×40.6 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Джорджия О'Киф

1941, 70.2×55.2 см

У древних италийцев с приходом весны над миром властвовала юная богиня распускающихся цветов — Флора. Ренессанс воскресил наследие античности,и цветы окружили жизнерадостных Венеру и Флору. Богини участвуют в картинах с аллегориями месяцев и времен года, чувств и стихий, олицетворяя весну,обоняние или зрение, землю или огонь (Ян Брейгель Старший. «Обоняние»).

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Весна (Примавера)

Сандро Боттичелли

1485, 314×203 см

«Ладонь твоя росой окроплена, Раскрылся пальцев розовый бутон» Данте Габриэль Россетти .

К XIX веку символика изображенных предметов в живописи утратила свое глубокое значение, и цветочные штрихи нам могут показаться всего лишь красочными акцентами живописного полотна. Тем не менее, в викторианскую эпоху развился свой специфический язык цветов. Символизм, отражённый на картине Данте Габриэля Россетти «Вероника Веронезе» (1872), включает освобождённую из клетки птицу, а ромашки в птичьей клетке— запертую энергию, примулы— символ юности,нарциссы— отражение мыслей.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Вероника Веронезе

Данте Габриэль Россетти

1872, 109.2×88.9 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Фиалки — символ скромности и верности. Так, на портрете своей жены Эммы Хилл, Форд Мэдокс Браун вкладывает в руки своей возлюбленной, разрушенной алкоголизмом, букет из увядших цветов. Он писал: «Теперь, когда она лежит в постели разбитая лихорадкой,она выглядит прекрасной и молодой,как когда-то».

Переполнено символикой и полотно Данте Габриэля Россетти «Леди Лилит» (1867). Идею картины раскрывает сонет «Телесная прелесть»: «Спокон веков она мужей влекла, Улавливая души и тела В силки страстей, как в наши времена. Ей любы мак и томных роз цветы; Кого, Лилит, не зачаруешь ты, Твой поцелуй и сонных грез настой». Роскошный цветок мака в черной вазе символизирует не только воображение и вечный сон, но также наслаждение и неизбежность смерти.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Леди Лилит

Данте Габриэль Россетти

1873, 96.5×85.1 см

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Значение первоцвета изменяется в зависимости от окраски,но в картине Эдвина Лонгсден Лонга«Дочери нашей империи. Англия: первоцвета» (1887) желтый задуман как символ молодости и любви.

Картина Джона Эверетта Милле «Офелия» известна благодаря детализированному изображению растительности реки и на речных берегах. Когда художник рисовал обреченную Офелию Шекспира, в пышной сцене смерти он изобразил все цветы в соответствии с оригиналом текста и ботанической точностью. В каждом из растений закодирован определенный смысл: лютики означают неблагодарность,плакучая ива, склонившаяся над девушкой, — знак отвергнутой любви, крапиваобозначает боль, цветы маргариток около правой руки символизируют невинность. Розы традиционно говорят о любви и красоте, кроме того, один из героев трагедии называет Офелию «роза мая»; ожерелье из фиалок знаменует скромность и верность, так же как и растущие на берегу незабудки; алый и похожий на мак адонис, плавающий около правой руки, символизирует горе.

«На лепестках Цветов написано посланье»: цветы как символ в искусстве

Джон Эверетт Милле

1852, 76.2×111.8 см

И, хотя, сегодня в большинстве живописных сюжетов натюрмортам, цветам и растениям определена второстепенная роль, попробуйте прислушаться к тихому разговору детей Флоры: они вам расскажут много интересного.

Титульная иллюстрация: Рембрандт ван Рейн. Флора

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дачные дела
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.