Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Сегодня некоторые виды заработка, которыми промышляли несколько веков назад кажутся странными и даже неприятными. Тем не менее, многие из представленных занятий были необходимы, почетны и очень хорошо оплачивались.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Тряпичники и крючочники

Эти труженики занимались чем-то вроде раздельного сбора мусора, который затем использовали фабрики в качестве вторсырья. У этой профессии был широкий размах. В Санкт-Петербурге в середине XIX века существовал целый квартал – «Тряпичный флигель».

Крючочники – самая низшая ступень в иерархии «мусорщиков». Собственно, крючочником эту профессию прозвали по причине того, что орудием труда у сборщиков были палки с крюком, которым они выуживали из кучи мусора нужные вещи. Наиболее ходовыми «товарами» были холщовые тряпки, лапти, верёвки – их продавали бумажным фабрикам, кости – на заводы удобрений, бутылки и пробки от них – на водочные заводы.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Тряпичники стояли немного выше крючочников – они не копались в грудах мусора, а ходили по дворам и просто скупали хлам или обменивали его на всякую мелочь: мыло, крестики, зеркальца, бусы. Как и в случае с крючочниками этим промышляла городская беднота и крестьяне, переселившиеся в город. 

Существовали целые артели тряпичников. Артель, как правило, жила у хозяина – маклака. Он выдавал тряпичникам деньги, и они отправлялись скупать хлам. Чем дешевле тряпичник скупал товар, тем больше у него оставалось от выданных денег – это и было его заработком.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Может показаться, что работа эта неблагодарная. Но это не так. Например, только одни крючочники в 1895 году «выловили» из мусорных ям 2 миллиона рублей. Крючочник в среднем зарабатывал 50 копеек в день. В месяц мог легко заработать 15 рублей. А это вполне приличные деньги.

«В темноте тащится ночной благоуханный обоз… Между бочкой и лошадью на телеге устроено веревочное сиденье, на котором дремлет “золотарь” – так звали в Москве ассенизаторов». Это цитата из книги Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Собственно, на этом можно и закончить рассказ – ассенизатор – он и в Африке ассенизатор. Но тут интересный момент связан с названием профессии. Почему не самая благородная профессия связана с золотом? Лингвисты спорят об этом по сей день. 

Во-первых, золотарь по словарю Даля – это позолотчик по дереву. И лишь после этого определения лингвист добавляет, что это слово употребляется также для «отходников» и «парашников».

Некоторые языковеды считают, что такое название профессии дали острословы в качестве шутки – и оно прижилось как родное. Другие, напротив, говорят, что люди прозвали так ассенизаторов из уважения. Что дескать, «отходников» уважать надобно – неровен час, они выльют содержимое бочки тебе во двор.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Но два особенно правдоподобных объяснения звучат так. Раньше люди не называли испражнения подобающим словом. Они использовали эвфемизмы. Самым распространенным, из которых был – ночное золото. Драгоценным металлом экскременты называли потому, что их использовали в качестве удобрений. А сам процесс земли назывался золочением.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

А второе объяснение даст Салтыков-Щедрин: «мы в день целковый получаем, а тебе и вся цена грош». Такую фразу произнес золотарь в книге русского писателя «Недоконченные беседы». Она недвусмысленно даёт понять, что за работу ассенизаторам хорошо платили – настолько, что у них существовала некоторая профессиональная гордость и даже заносчивость.

Плакальщицы – явление старое, как мир. Более того, на Востоке эта традиция все еще жива. В русских же деревнях были когда-то свои плакальщицы – вопленицы. Их приглашали как на похороны, так и на свадьбы. Если с похоронами все понятно, то на свадьбе, где, казалось бы, петь и плясать сам бог велел – скорбные завывания выглядят несколько странно. Но это только на первый взгляд. По традиции радоваться невесте не полагалось – она покидала отчий дом и должна была в унисон с вопленицами тянуть скорбную ноту.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Интересный факт: русские плакальщицы могли настолько вживаться в роль, что царапали себе лицо и громко причитали во время погребения, мешая священнику читать молитву. В Российской империи такие чрезмерные «излияния» были законодательно запрещены.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Помимо актерского мастерства вопленицы также обладали необузданной тягой к сочинительству. У каждой плакальщицы в репертуаре был уникальный набор причитаний. Некоторые в этом деле были просто виртуозами. Максим Горький написал об одной из таких в своем очерке «Вопленица». 

«Орина, — усердно надавливает автор на “о”, — с 14 лет начала вопить. Она хрома потому, что, будучи восьми лет, упала с лошади и сломала себе ногу. Ей девяносто восемь лет от роду. На родине ее известность широка и почетна — все ее знают, и каждый зажиточный человек приглашает ее к себе “повопить” на похоронах, на свадьбах… С ее слов записано более 30 000 стихов, а у Гомера в “Илиаде” только 27 815!..»

Производители хвостов

Изготовление волчьих хвостов – больше чем профессия – это целый бизнес, который возник благодаря смекалке крестьян и процветал вследствие пронырливости дельцов.

В 1859 году в России была лютая зима. Волки вышли из лесов и начали нападать не только на скотину, но и на людей. Нападения хищников приняло такие масштабы, что власти решили их истребить. За каждого убитого волка выплачивалось вознаграждение в 5 рублей. Чтобы получить деньги не нужно было тащить волчью тушу целиком – достаточно было предъявить хвост животного. Крестьяне вошли во вкус – предъявили 100 000 хвостов и получили полмиллиона рублей. У чиновников стали возникать вопр – откуда столько волков? Власти провели расследование, в ходе которого выяснилось, что в Москве работает целая фабрика по производству хвостов.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Об этом случае написал сам Александр Дюма. Писатель стал невольным свидетелем происшествия – в тот момент он находился в России.

«Из одной волчьей шкуры стоимостью в десять франков, выделывали от пятнадцати до двадцати хвостов, которые приносили триста пятьдесят — четыреста тысяч: как видим, сколько бы ни стоила сама выделка, доход составлял три с половиной тысячи на сотню», – описал процесс изготовления и посчитал барыш дельцов французский писатель.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Подобный случай не единичен – известен как минимум еще один, который произошел раньше. В Вологодской губернии в 1839-1840 годах также истребляли волков за вознаграждение. Местные власти выплачивали 1 копейку медью за хвост животного (для сравнения: за 50 копеек можно было купить пуд (16 кг) ржаной муки). 

Крестьяне быстро перебили всех волков в округе, но решили не останавливаться. Они настолько привыкли к дополнительному доходу, что начали делать хвосты из пеньки. Они наладили целое производство: одни изготавливали стержни, другие прикрепляли пеньку, третьи расчёсывали и красили «хвосты». По словам свидетелей, крестьяне настолько изловчились делать «волчьи хвосты», что их невозможно было отличить от настоящих. Губернатор, кстати, был в курсе происходящего и получал свою долю за молчание. Но когда он вышел в отставку крестьянский бизнес закрыли.

Плеватели репы

До XIX века репа была основным продуктом на столе. Чего только из нее не готовили: супы, каши, начиняли пирожки; ее запекали, солили, квасили и даже ели сырой. Неурожай репы в те времена был сравним со стихийным бедствием. Поэтому к у этого корнеплода относились очень серьезно. Проблема заключалась в том, что репы очень мелкие – в одном килограмме могло содержаться до миллиона семян – вручную ровно посеять было невозможно.

Топ 5 забытых профессий Руси: зачем наши предки плевались репой и вопили на свадьбах

Неизвестно, кто придумал простой и гениальный способ – но семена начали на пашню расплевывать. При этом существовали нормы – плевальщику выдавали порцию семян, и он должен был их «сеять» на определенном участке, расплевывая с определенной силой и на определенное расстояние. Также работнику запрещалось разговаривать во время посева. Забавно, но эта работа была в почете, за нее не только хорошо платили – отдельных «плевательных дел мастеров» приглашали в соседние деревни.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дачные дела
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.