Стрижка хвойных. Правила и особенности

Содержание
  1. Внашей стране большой популярностью пользуются хвойные растения и широкий интерес вызывает их формовка. Сад с такими растениями смотрится необычно и загадочно. К тому же хвойные отличаются рядом особенностей, располагающих к стрижке.
  2. Древнее искусство
  3. Искусство утилитарной и художественной формовки растений зародилось тысячелетия назад. Согласно сохранившимся изображениям и древним текстам, уже в садах античных Греции и Рима получили распространение зеленые стриженые стены, объемные геометрические формы и живые искусные скульптуры, сформированные садовниками-топиариусами из разных древесно-кустарниковых растений, главным образом самшита и кипариса. Можно вспомнить также и о практике выращивания карликовых стриженых деревьев – бонсай, которая появилась в Китае, по некоторым данным, около 2 тыс. лет назад.
  4. После длительного средневекового охлаждения интереса к этому садовому приему во времена Ренессанса и Барокко в Европе возникла вторая волна увлечения стрижкой, связанная с развитием регулярного стиля и в разных своих вариациях дошедшая до наших дней.
  5. В широком диапазоне
  6. В современных садах и парках формовка растений как манера декоративного оформления и зонирования пространства занимает уверенные позиции. Она выступает в широком диапазоне проявлений: от рядовых защитных живых изгородей до заоблачных высот запутанных лабиринтов, сложной топиарной скульптуры и фитопластики.
  7. Для формовки пригодны как лиственные, так и хвойные растения, о которых, собственно, сегодня и пойдет речь.
  8. Благодаря относительно медленному росту побегов, некрупному размеру хвои и некоторому «запасу» спящих почек многие хвойные растения, способные образовывать плотную крону, неплохо подходят для формирования ровных стриженых поверхностей и топиарных фигур
  9. Практически все используемые в зеленом строительстве хвойные растения легко переносят санитарную и корректирующую обрезку, а большинство из них – регулярную формирующую стрижку.
  10. В странах с теплым климатом для создания хвойных стриженых стенок и топиарных фигур чаще всего выбирают различные виды кипарисовиков и особенно тиссов. Ни один сад, выполненный в регулярном стиле, не обходится без плотных тиссовых бордюров, колонн или фигур.
  11. В климате средней полосы России этим хвойным растениям, не отличающимся высокой зимостойкостью, приходится искать замену. Благо теперь и у нас для садового творчества доступен довольно широкий ассортимент хвойных пород. Это ели многих видов, например ель обыкновенная, ель колючая, ель аянская, ель сербская, ель канадская и ель черная, можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий, можжевельник средний, можжевельник китайский, можжевельник виргинский, можжевельник скальный и др.
  12. Кроме того, для формовки используют также пластичную и неприхотливую тую западную, сосну обыкновенную и сосну горную, кедровые сосны и кедровый стланик, лиственницы, а также такие менее распространенные виды, как микробиота перекрестнопарная и псевдотсуга Мензиса. Разные виды пихт и тсугу канадскую для создания стриженых форм выбирают сравнительно реже, хотя некоторые из них также неплохо переносят формовку.
  13. Зеленые стены
  14. В ландшафтном дизайне очень популярние живиые изгороди из стриженых хвойных. В соответствии с нашим менталитетом и образом жизни значительная часть садовых и дачных участков скрывается за сплошными заборами. Непроницаемые для взоров стриженые живые изгороди являются в этом случае хорошей альтернативой таким ограждениям. Они выполняют свою декорирующую функцию круглый год, воспринимаются как часть зеленого убранства участка, а не как его жесткая граница, и в то же время при правильной посадке и соответствующем уходе могут стать практически непреодолимой преградой для посторонних. Тот, кто в этом сомневается, наверняка никогда не пробовал пролезть сквозь плотную двурядную изгородь из ели обыкновенной.
  15. К формовке живой изгороди приступают уже в первые годы после посадки и не оставляют это занятие, пока изгородь существует. Высаженные в один или несколько рядов саженцы хвойных подстригают на половину их высоты или более, для того чтобы стимулировать активное побегообразование, ведь живая стенка должна быть плотной. Впоследствии стрижкой поддерживают необходимую высоту и форму изгороди: обычно не прямоугольную в плане, а трапециевидную, арочную или полуциркульную. Такая форма дает возможность солнечным лучам достигать основания живой изгороди, в этом случае нижние ветви не оголяются.
  16. В зависимости от вида и сорта хвойных растений их формируют от одного до трех-четырех раз за сезон. Регулярная стрижка живой изгороди с соответствующей утратой органической массы нередко вызывает необходимость дополнительного внесения подкормок, особенно на легких и бедных почвах. В известной степени это касается также формованных композиций и отдельных топиарных фигур.
  17. Ровно стриженые зеленые стенки могут со временем показаться однообразными. Попробуйте сделать живую изгородь более интересной, для этого с помощью режущих инструментов надо придать верхней плоскости извилистую или зигзагообразную форму. Иногда в сплошной изгороди выстригают круглые или прямоугольные окошки либо арочные «бойницы», через которые открываются симпатичные садовые виды.
  18. Еще один способ оживления изгороди – чередование при рядовой посадке декоративных культиваров одного вида с хвоей разного цвета, к примеру, туи западной сорта ‘Rheingold’ с золотисто-оранжеватой хвоей, ‘Holmstrup’ сизовато-зеленого оттенка и ‘Fastigiata’ с хвоей ярко-зеленого цвета. Однако чаще всего для формованных изгородей из туи выбирают напоминающий видовую форму сорт ‘Brabant’ с довольно рыхлой кроной или более плотный, но и более дорогой сорт ‘Smaragd’, крона которого впоследствии только слегка корректируется стрижкой.
  19. Фигуры и композиции
  20. Для создания топиарных фигур и прочих стриженых декоративных композиций в условиях климата средней полосы из числа хвойных чаще всего отдают предпочтение туе западной, ели обыкновенной, ели сербской и ели колючей, используют также можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий и можжевельник средний – для более простых форм, бордюров и зеленых стенок. Из стриженых лиственниц, подвязанных к полукруглой вертикальной опоре, могут получиться оригинальные живые арки.
  21. Особое место занимают сосны. Им не только придают несложные геометрические формы, например полушария или леденца на палочке, но и формируют их в технике живой миниатюры бонсай или его садовой, «крупномерной» модификации – ниваки. В этом случае обрезка сучьев, корректирующая стрижка молодой древесины и прищипывание молочных побегов–свечек сочетается с использованием шестов, распорок и вязальной проволоки для фиксации ветвей в нужном положении.
  22. Для топиарных целей чаще всего выбирают молодые хвойные растения, которые высаживают солитерно или по несколько штук в пределах заранее отмеченного на поверхности почвы абриса будущей фигуры. В зависимости от характера задуманной фигуры подбирают наиболее подходящие виды и сорта растений, учитывая их естественные габитуальные признаки. Например, округлые декоративные культивары туи западной, такие как ‘Globosa’ или ‘Danica’, нуждаются лишь в незначительной коррекции для получения идеальной шаровидной формы, а узкую пирамиду несложно формировать из ели сербской.
  23. После посадки им, как правило, дают укорениться в течение года, а затем с ранней весны приступают к формовке, следя за тем, чтобы не убирать за один раз большое количество фитомассы: секрет успеха – в постепенности.
  24. Можно начать формировать и уже подросшие хвойные растения, ранее высаженные на участке, но в этом случае иногда приходится спиливать верхушку и довольно толстые боковые ветви и удалять значительный объем хвои, что бывает сложно для новичков, а порой и опасно для взрослого дерева. Создание причудливых фигур из молодых растений может потребовать достаточно много времени, необходимого для формирования и обрастания скелетных ветвей, задающих форму живой скульптуры.
  25. На глаз и по шаблону
  26. Некоторые простые геометрические фигуры, такие как куб, пирамида, конус, цилиндр, шар или полушарие, можно получить с помощью формовки хвойных довольно легко. Для этого по контурам будущей фигуры закрепляют тонкие планки или рейки, обозначающие ее грани, и выстригают побеги, выходящие за пределы границ. Для получения шара или цилиндра сначала формируют куб или, соответственно, параллелепипед, которые затем, срезая углы, округляют на глаз. Если навыков для этого недостаточно, формовку проводят с помощью заранее сделанных проволочных шаблонов, повторяющих искомую форму.
  27. В том случае, когда одинаковых топиарных форм на участке несколько, по готовому шаблону их формировать очень удобно. Иногда объемный шаблон оставляют внутри зеленой фигуры, позволяя ему обрастать побегами. В таком случае выполнять регулярные формирующие стрижки по контурам шаблона становится достаточно просто.
  28. По-иному обстоит дело с формовкой более сложных фигур: ступенчатых и спиральных конусов, скульптур людей и животных, узловых партеров, объемных вензелей, букв и даже целых фраз и, наконец, всяческих абстрактных композиций и фитопластических элементов – живых всхолмлений, террас и т. д. Такая работа требует опыта, но с приобретением необходимой сноровки ее удается выполнять вручную, без использования шаблонов и каркасов.
  29. Сроки и периодичность
  30. Что касается периодичности и сроков стрижек, надо осознавать, что для каждого вида и даже сорта растения они могут различаться, поэтому индивидуальные особенности, связанные с темпами вегетации хвойных, должны быть по возможности учтены. На принятие решения о сроках обрезки могут повлиять и погодные условия конкретного года.
  31. Общими для всех растений правилами можно, пожалуй, считать следующие:
  32. масштабную обрезку растений (санитарную, формирующую, прореживающую и особенно омолаживающую) следует проводить только в период покоя, лучше всего в конце зимы, когда минует угроза крепких морозов.
  33. ранней весной, до пробуждения почек, проводят и первую корректирующую обрезку хвойных фигур и живых изгородей, подправляющую их форму, нарушенную осенним ростом побегов или последствиями зимовки.
  34. летом выполняют несколько дополнительных формирующих стрижек, число которых может разниться в зависимости от интенсивности роста того или иного растения.
  35. Лучше провести дополнительную стрижку, чем пропустить запланированную, поскольку сильно отрастающие побеги затеняют нижние части топиарных фигур, хорошее освещение для которых необходимо. В летний период ограничивающим фактором для формовки является сильная жара. Стрижки заканчивают до наступления осени, с тем чтобы отрастающие побеги успели одревеснеть и подготовиться к зиме.
  36. В холодный период года фигуры, формованные из хвойных пород, подверженных снеголому или разваливанию кроны (сосны, туи, некоторых можжевельников), целесообразно связывать бечевкой. Кроме того, многие вертикальные формы можжевельников, кипарисовиков, ели канадской могут в зимнее время получать солнечные ожоги и страдать от иссушения кроны, поэтому их рекомендуется укрывать.
  37. Инструменты
  38. При наличии на участке протяженных стриженых живых изгородей, шпалер, берсо или целой группы топиарных фигур хозяевам следует обзавестись набором эргономичных и качественных инструментов, чтобы работы по формовке не доставляли неудобств. Такой набор должен включать садовые пилки и сучкорезы, а главное, правильные секаторы и садовые ножницы. Все режущие части инструментов должны быть выполнены из первосортной стали, а лезвия хорошо заточены.
  39. В разных стилях
  40. Формованные растения могут найти применение в садах практически любых художественных стилей и направлений, от регулярных, где они выступают в роли важнейших формообразующих элементов, до натургарденов, в которых стриженые хвойные используют в оформлении приватного придомового пространства или в защитных ограждениях. На участках, решенных в коттеджном стиле, с помощью формованных хвойных сооружают зеленые стены садовых комнат, а в восточных садах они занимают почетные места в качестве ниваки.
  41. Все чаще можно встретить в наших садах низкие боскеты и бордюры из стриженых туй, различные топиарные формы в составе хвойных групп и смешанных композиций. Красота и своеобразие стриженых хвойных растений, их высокий декоративный потенциал с лихвой компенсируют хлопоты по уходу за ними.

Внашей стране большой популярностью пользуются хвойные растения и широкий интерес вызывает их формовка. Сад с такими растениями смотрится необычно и загадочно. К тому же хвойные отличаются рядом особенностей, располагающих к стрижке.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Древнее искусство

Искусство утилитарной и художественной формовки растений зародилось тысячелетия назад. Согласно сохранившимся изображениям и древним текстам, уже в садах античных Греции и Рима получили распространение зеленые стриженые стены, объемные геометрические формы и живые искусные скульптуры, сформированные садовниками-топиариусами из разных древесно-кустарниковых растений, главным образом самшита и кипариса. Можно вспомнить также и о практике выращивания карликовых стриженых деревьев – бонсай, которая появилась в Китае, по некоторым данным, около 2 тыс. лет назад.

После длительного средневекового охлаждения интереса к этому садовому приему во времена Ренессанса и Барокко в Европе возникла вторая волна увлечения стрижкой, связанная с развитием регулярного стиля и в разных своих вариациях дошедшая до наших дней.

В широком диапазоне

В современных садах и парках формовка растений как манера декоративного оформления и зонирования пространства занимает уверенные позиции. Она выступает в широком диапазоне проявлений: от рядовых защитных живых изгородей до заоблачных высот запутанных лабиринтов, сложной топиарной скульптуры и фитопластики.

Для формовки пригодны как лиственные, так и хвойные растения, о которых, собственно, сегодня и пойдет речь.

Благодаря относительно медленному росту побегов, некрупному размеру хвои и некоторому «запасу» спящих почек многие хвойные растения, способные образовывать плотную крону, неплохо подходят для формирования ровных стриженых поверхностей и топиарных фигур

Практически все используемые в зеленом строительстве хвойные растения легко переносят санитарную и корректирующую обрезку, а большинство из них – регулярную формирующую стрижку.

В странах с теплым климатом для создания хвойных стриженых стенок и топиарных фигур чаще всего выбирают различные виды кипарисовиков и особенно тиссов. Ни один сад, выполненный в регулярном стиле, не обходится без плотных тиссовых бордюров, колонн или фигур.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Фигуры, выстриженные из тисса

В климате средней полосы России этим хвойным растениям, не отличающимся высокой зимостойкостью, приходится искать замену. Благо теперь и у нас для садового творчества доступен довольно широкий ассортимент хвойных пород. Это ели многих видов, например ель обыкновенная, ель колючая, ель аянская, ель сербская, ель канадская и ель чернаяможжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий, можжевельник средний, можжевельник китайский, можжевельник виргинский, можжевельник скальный и др.

Кроме того, для формовки используют также пластичную и неприхотливую тую западную, сосну обыкновенную и сосну горную, кедровые сосны и кедровый стланик, лиственницы, а также такие менее распространенные виды, как микробиота перекрестнопарная и псевдотсуга Мензиса. Разные виды пихт и тсугу канадскую для создания стриженых форм выбирают сравнительно реже, хотя некоторые из них также неплохо переносят формовку.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Ель сизая ‘Tiny’

Зеленые стены

В ландшафтном дизайне очень популярние живиые изгороди из стриженых хвойных. В соответствии с нашим менталитетом и образом жизни значительная часть садовых и дачных участков скрывается за сплошными заборами. Непроницаемые для взоров стриженые живые изгороди являются в этом случае хорошей альтернативой таким ограждениям. Они выполняют свою декорирующую функцию круглый год, воспринимаются как часть зеленого убранства участка, а не как его жесткая граница, и в то же время при правильной посадке и соответствующем уходе могут стать практически непреодолимой преградой для посторонних. Тот, кто в этом сомневается, наверняка никогда не пробовал пролезть сквозь плотную двурядную изгородь из ели обыкновенной.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

К формовке живой изгороди приступают уже в первые годы после посадки и не оставляют это занятие, пока изгородь существует. Высаженные в один или несколько рядов саженцы хвойных подстригают на половину их высоты или более, для того чтобы стимулировать активное побегообразование, ведь живая стенка должна быть плотной. Впоследствии стрижкой поддерживают необходимую высоту и форму изгороди: обычно не прямоугольную в плане, а трапециевидную, арочную или полуциркульную. Такая форма дает возможность солнечным лучам достигать основания живой изгороди, в этом случае нижние ветви не оголяются.

В зависимости от вида и сорта хвойных растений их формируют от одного до трех-четырех раз за сезон. Регулярная стрижка живой изгороди с соответствующей утратой органической массы нередко вызывает необходимость дополнительного внесения подкормок, особенно на легких и бедных почвах. В известной степени это касается также формованных композиций и отдельных топиарных фигур.

Ровно стриженые зеленые стенки могут со временем показаться однообразными. Попробуйте сделать живую изгородь более интересной, для этого с помощью режущих инструментов надо придать верхней плоскости извилистую или зигзагообразную форму. Иногда в сплошной изгороди выстригают круглые или прямоугольные окошки либо арочные «бойницы», через которые открываются симпатичные садовые виды.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Фрагмент топиарного любовного послания барона Л. Родшильда его невесте

Еще один способ оживления изгороди – чередование при рядовой посадке декоративных культиваров одного вида с хвоей разного цвета, к примеру, туи западной сорта Rheingold с золотисто-оранжеватой хвоей, Holmstrup’ сизовато-зеленого оттенка и Fastigiata с хвоей ярко-зеленого цвета. Однако чаще всего для формованных изгородей из туи выбирают напоминающий видовую форму сорт Brabant с довольно рыхлой кроной или более плотный, но и более дорогой сорт Smaragd, крона которого впоследствии только слегка корректируется стрижкой.

Фигуры и композиции

Для создания топиарных фигур и прочих стриженых декоративных композиций в условиях климата средней полосы из числа хвойных чаще всего отдают предпочтение туе западной, ели обыкновенной, ели сербской и ели колючей, используют также можжевельник обыкновенный, можжевельник казацкий и можжевельник средний – для более простых форм, бордюров и зеленых стенок. Из стриженых лиственниц, подвязанных к полукруглой вертикальной опоре, могут получиться оригинальные живые арки.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Притопленный регулярный партер Хэмптон-корта

Особое место занимают сосны. Им не только придают несложные геометрические формы, например полушария или леденца на палочке, но и формируют их в технике живой миниатюры бонсай или его садовой, «крупномерной» модификации – ниваки. В этом случае обрезка сучьев, корректирующая стрижка молодой древесины и прищипывание молочных побегов–свечек сочетается с использованием шестов, распорок и вязальной проволоки для фиксации ветвей в нужном положении.

Для топиарных целей чаще всего выбирают молодые хвойные растения, которые высаживают солитерно или по несколько штук в пределах заранее отмеченного на поверхности почвы абриса будущей фигуры. В зависимости от характера задуманной фигуры подбирают наиболее подходящие виды и сорта растений, учитывая их естественные габитуальные признаки. Например, округлые декоративные культивары туи западной, такие как Globosa или Danica, нуждаются лишь в незначительной коррекции для получения идеальной шаровидной формы, а узкую пирамиду несложно формировать из ели сербской.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Живая сена из стриженных под овал кипарисов. В нашем климате лучше использовать тую западную

После посадки им, как правило, дают укорениться в течение года, а затем с ранней весны приступают к формовке, следя за тем, чтобы не убирать за один раз большое количество фитомассы: секрет успеха – в постепенности.

Можно начать формировать и уже подросшие хвойные растения, ранее высаженные на участке, но в этом случае иногда приходится спиливать верхушку и довольно толстые боковые ветви и удалять значительный объем хвои, что бывает сложно для новичков, а порой и опасно для взрослого дерева. Создание причудливых фигур из молодых растений может потребовать достаточно много времени, необходимого для формирования и обрастания скелетных ветвей, задающих форму живой скульптуры.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Формованный сад поместья Хертертон напоминает зеленую комнату

На глаз и по шаблону

Некоторые простые геометрические фигуры, такие как куб, пирамида, конус, цилиндр, шар или полушарие, можно получить с помощью формовки хвойных довольно легко. Для этого по контурам будущей фигуры закрепляют тонкие планки или рейки, обозначающие ее грани, и выстригают побеги, выходящие за пределы границ. Для получения шара или цилиндра сначала формируют куб или, соответственно, параллелепипед, которые затем, срезая углы, округляют на глаз. Если навыков для этого недостаточно, формовку проводят с помощью заранее сделанных проволочных шаблонов, повторяющих искомую форму.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

«Леденцы» из кипарисовика формируют второй ярус живой изгороди

В том случае, когда одинаковых топиарных форм на участке несколько, по готовому шаблону их формировать очень удобно. Иногда объемный шаблон оставляют внутри зеленой фигуры, позволяя ему обрастать побегами. В таком случае выполнять регулярные формирующие стрижки по контурам шаблона становится достаточно просто.

По-иному обстоит дело с формовкой более сложных фигур: ступенчатых и спиральных конусов, скульптур людей и животных, узловых партеров, объемных вензелей, букв и даже целых фраз и, наконец, всяческих абстрактных композиций и фитопластических элементов – живых всхолмлений, террас и т. д. Такая работа требует опыта, но с приобретением необходимой сноровки ее удается выполнять вручную, без использования шаблонов и каркасов.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Сроки и периодичность

Что касается периодичности и сроков стрижек, надо осознавать, что для каждого вида и даже сорта растения они могут различаться, поэтому индивидуальные особенности, связанные с темпами вегетации хвойных, должны быть по возможности учтены. На принятие решения о сроках обрезки могут повлиять и погодные условия конкретного года.

Общими для всех растений правилами можно, пожалуй, считать следующие:

  • масштабную обрезку растений (санитарную, формирующую, прореживающую и особенно омолаживающую) следует проводить только в период покоя, лучше всего в конце зимы, когда минует угроза крепких морозов.

  • ранней весной, до пробуждения почек, проводят и первую корректирующую обрезку хвойных фигур и живых изгородей, подправляющую их форму, нарушенную осенним ростом побегов или последствиями зимовки.

  • летом выполняют несколько дополнительных формирующих стрижек, число которых может разниться в зависимости от интенсивности роста того или иного растения.

Лучше провести дополнительную стрижку, чем пропустить запланированную, поскольку сильно отрастающие побеги затеняют нижние части топиарных фигур, хорошее освещение для которых необходимо. В летний период ограничивающим фактором для формовки является сильная жара. Стрижки заканчивают до наступления осени, с тем чтобы отрастающие побеги успели одревеснеть и подготовиться к зиме.

В холодный период года фигуры, формованные из хвойных пород, подверженных снеголому или разваливанию кроны (сосны, туи, некоторых можжевельников), целесообразно связывать бечевкой. Кроме того, многие вертикальные формы можжевельников, кипарисовиков, ели канадской могут в зимнее время получать солнечные ожоги и страдать от иссушения кроны, поэтому их рекомендуется укрывать.

Инструменты

При наличии на участке протяженных стриженых живых изгородей, шпалер, берсо или целой группы топиарных фигур хозяевам следует обзавестись набором эргономичных и качественных инструментов, чтобы работы по формовке не доставляли неудобств. Такой набор должен включать садовые пилки и сучкорезы, а главное, правильные секаторы и садовые ножницы. Все режущие части инструментов должны быть выполнены из первосортной стали, а лезвия хорошо заточены.

В разных стилях

Формованные растения могут найти применение в садах практически любых художественных стилей и направлений, от регулярных, где они выступают в роли важнейших формообразующих элементов, до натургарденов, в которых стриженые хвойные используют в оформлении приватного придомового пространства или в защитных ограждениях. На участках, решенных в коттеджном стиле, с помощью формованных хвойных сооружают зеленые стены садовых комнат, а в восточных садах они занимают почетные места в качестве ниваки.

Стрижка хвойных. Правила и особенности

Лабиринты и узловые партеры требуют кропотливой работы

Все чаще можно встретить в наших садах низкие боскеты и бордюры из стриженых туй, различные топиарные формы в составе хвойных групп и смешанных композиций. Красота и своеобразие стриженых хвойных растений, их высокий декоративный потенциал с лихвой компенсируют хлопоты по уходу за ними.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Дачные дела
Добавить комментарий

:) :D :( :o 8O :? 8) :lol: :x :P :oops: :cry: :evil: :twisted: :roll: :wink: :!: :?: :idea: :arrow: :| :mrgreen:

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.